Автоюристы59  

278-39-28 

  Аварийные комиссары59

    
Главная » 2016 » Ноябрь » 22 » ДТП с участием велосипедистов
00:44
ДТП с участием велосипедистов

Александр Сидоров, автоюрист (Пермь) в эфире радио "Эхо Перми" от 27 апреля 2016

Автор программы "Дальний свет": Анастасия Вяткина

Оригинал материала

«Часть нарушений ПДД с участием велосипедистов допускается, как правило, детьми...

Особую опасность представляют велосипедисты, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения», – Александр Сидоров, автомобильный юрист.

- Добрый день, в эфире программа «Дальний свет». У микрофона Анастасия Вяткина. Спешу представить вам нашего сегодняшнего гостя – Александр Сидоров, автомобильный юрист. Здравствуйте, Александр!

- Здравствуйте, Анастасия!

- Уже не первый раз на радиостанции «Эхо Перми», а вот в нашей программе, пожалуй, дебют, ура. Мы решили с Александром поговорить об отношениях автомобилистов, пешеходов и велосипедистов. Смотрите какая история… На прошлой неделе в Пермь наконец-то пришли теплые деньки, и буквально в самый первый, солнечный, сухой, прекраснейший день произошло 3 аварии с велосипедистами. При всем при этом есть пострадавшие. Конечно же, это сами велосипедисты. По степени вины там в одном случае был виноват водитель, другой – велосипедист. Но, тем не менее, Госавтоинспекция обратила наше внимание на то, что по статистике 2015 года в половине случаев виноваты автомобилисты, а во второй половине случаев виноваты сами велосипедисты. Плохо знают ПДД или просто безответственно относятся. Александр, как вы считаете?

- Да, я согласен, культура управления велосипедом заставляет желать лучшего. Она у нас не до конца отработана, поэтому, да, я согласен, что половина всех дорожно-транспортных происшествий случаются по вине водителей велосипедов, то есть велосипедистов.

- А можно вот так просто, давайте пофантазируем и представим себе... Можно нарисовать какой-то средний портрет пермского велосипедиста. Задумывались об этом когда-нибудь?

- Ну, наверное, это возраст от 15 до 25 лет, скорее всего, в среднем. То есть, определенная часть нарушений, которая происходит с участием велосипедистов – это дети, как правило, или особую опасность представляют велосипедисты, которые находятся, как ни странно, в состоянии алкогольного опьянения.

- Да, но вот смотрим, что основная группа, вот условимся, что основная группа от 15 до 25. Но я бы подняла от 25 до 30 лет, все-таки, молодые, активные. Получается так, что в этой возрастной группе достаточно большое количество участников этой группы. Они действительно не много представлений имеют, например, о правилах дорожного движения. Понятное дело, что если в теплые летние деньки автомобилист пересаживается на велосипед. Ему ехать там до офиса несколько всего остановок. Зачем машина, парковки, пробки – сяду на велосипед, доеду нормально. А такие велосипедисты, обычно, назовем их правильные и хорошие. Они полностью знают ПДД, потому что они их сдавали, они получали права на управление автомобилем. Понятно, что все знания известны. Они знают, что они могут делать и что не могут делать. А другая часть этой группы, конечно же, они в автошколе никогда не учились, ПДД сами никогда не изучали и оттуда возникает такая проблема. Само нарушение велосипедиста, по-моему, вне зависимости от того, учили они ПДД, не учили – это переезд дороги по пешеходному переходу не спешившись. И самое обидное, что очень многие ребята, которые садятся на велосипед и вот таким образом пересекают дорогу, они забывают о собственной безопасности. Особенно, когда они очень быстро подъезжают к дороге, они просто не понимают, что у водителя угол зрения все равно уже угол, чем у видеорегистратора с углом обзора 130 градусов. У живого человек угол обзора чуть меньше, а все остальное находится в периферических зонах. И когда вы быстро подъезжаете к дороге, водитель вас зачастую даже периферическим зрением не может увидеть, и вы очень внезапно выскакиваете на дорогу, а ведь водитель – правильный водитель, он подъезжает, он слегка сбрасывает скорость перед пешеходным переходом, нас этому уже учат много лет. Наконец-то мы учимся, мы чуть-чуть притормаживаемся перед переходом для того, чтобы посмотреть, здесь никто не переходит. И водитель никого не видит, и он едет дальше. Внезапно вы появляетесь тут на велосипеде и чуть ли не на капоте оказываетесь. Хорошо, если у водителя хорошая реакция. Он быстро бьет по тормозам, а вы проезжаете. Но на самом деле есть те аварии, где водитель вас вообще, другие велосипедисты, не видит, не успевает реагировать на ваше столь стремительное поведение, и от этого происходит проблема.

- Да, я с вами согласен. Кроме того, часто встречающееся нарушение – это движение по тротуару и пешеходной дорожке. Не многие велосипедисты знают, что движение по общему правилу, по тротуару и пешеходной дорожке запрещено. Оно разрешено лишь только в особых случаях. Поэтому вот эти два нарушения, о которых вы сказали, и движение по тротуару на велосипеде, где отсутствует выделенная дорожка, запрещено и поэтому удивление вызывает у многих велосипедистов, когда им об этом приходится слышать.

- У нас в городе который год на центральных улицах выделяются велосипедные дорожки. Многие велосипедисты говорят, что это даже хорошо, потому что они боятся ездить по проезжей части. Хотя, казалось бы, по правилам метр от тротуара, и они могут там двигаться, но многие действительно боятся, потому что боятся машин, боятся нас, автомобилистов, что мы их можем задеть. И вот таким образом в квартале от здания Законодательного собрания, драмтеатра, самая такая большая известная велодорожка. Между тем велосипедистам обидно, когда по их выделенной зоне идут пешеходы. Это очень хорошо. Каждый должен ехать по своей выделенной зоне. На самом деле мы с Александром планировали остановиться на каких-то правовых вопросах. Потому что создаются очень много вопросов. Понятно, если велосипедист или автомобилист встретились на дорогах. Не при самых радужных обстоятельствах произошло столкновение. Водитель не страдает, он в капсуле безопасности находится. Механические повреждения автомобиля – это материальный ущерб, так ведь, Александр. И велосипедист, понятное дело, что велосипед тут однозначно пострадает и, соответственно, какие-то травмы может получить велосипедист. Каким образом между ними будет урегулироваться вопрос в случае, если виноват автомобилист? Это же ОСАГО.

- Совершенно верно. Здесь закон об ОСАГО действует. Если инспектор определил, что тот или иной водитель нарушил пункт правила дорожного движения, то пострадавший велосипедист обращается в компанию водителя этого транспортного средства, где после оценки стоимости поврежденного имущества, то есть велосипеда, ему будет страховая выплата произведена. Кроме того, если будет установлен вред здоровью, то также страховая компания виновника водителя выплатит и возместит ущерб данному велосипедисту.

- Я не уловила такой момент. Велосипедист должен обратиться в страховую компанию автомобилиста сам?

- Совершенно верно, потому что у велосипедиста автогражданская ответственность застрахованной быть не может по общему правилу. Обязательной страховки на транспортное средство как велосипед отсутствует, поэтому он обращается в компанию виновника. Прямого урегулирования в данном случае, конечно, быть не может. Только в компанию виновника.

- Ситуация, когда произошло все тоже самое, но виноват велосипедист. И вот тут даже можно разделить на два участия, когда велосипедист понимает, что он виноват, и когда велосипедист не согласен с тем, что он виноват. Он не знает ПДД и не понимает, что действительно он виноват. Давайте по первой части. Когда произошло столкновение, виноват велосипедист, и велосипедист в целом понимает, что он виноват.

- Если велосипедист согласен, что он нарушил тот или иной пункт правил дорожного движения, то в отношении него инспектор ГИБДД выносит постановление.

- Гаишников вызываем на место такой аварии?

- В этих случаях желательно вызывать инспекторов ГИБДД. Потому что схему самостоятельно водители могут составить только, если они управляют механическими транспортными средствами. То есть не велосипедом. И этих участников должно быть не больше двух. В данном случае закон разрешает разъехаться на месте, компенсировать одной стороне ущерб нанесенный. Это не противоречит закону, но, если определить вред здоровью у именно велосипедиста, или спорная ситуация, даже если он согласен, что виноват, мы рекомендуем, конечно, дожидаться инспектора ГИБДД, сообщать в полицию, дождаться сотрудника на месте.

- Ну вот я нарисую, например, ситуацию дорожную. Как раз нерегулируемый пешеходный переход, автомобилист подъезжает, тихонько сбрасывает скорость, убеждается, что никто дорогу не переходит, продолжает ехать. В этот момент быстро вылетает велосипедист, при этом тоже не видел, что там машина есть. Он наобум взял, поехал, их траектории пересеклись, он помял крыло. Он понимает, что, да, он виноват, но не хочет выплачивать автомобилисту ущерб.

- Следует сообщать в полицию и дожидаться сотрудников полиции на месте. После того, когда будет установлено личность этого велосипедиста, будут разбираться в ситуации и будет принято то или иное процессуальное решение. И, естественно, в случае, если у водителя автомобиля есть добровольная страховка, то есть КАСКО, тогда его страховая компания по КАСКО выплатит ему весь ущерб, но у страховой компании останется право предъявления требований за ущерб, который она выплатила своему клиенту, именно уже к велосипедисту. Если это совершеннолетний, ему непосредственно. Если лицо несовершеннолетнее, то его законным представителям или родителям.

- Представим себе такую ситуацию – велосипедист понимает, что он виноват. Водитель вызвал гаишников, а в этот момент велосипедист пытается быстро сбежать с места ДТП. Что водителю предпринять в таких ситуациях? У него крыло же помято.

- Это проблема, которая часто возникает и с велосипедистами, которые пытаются с места ДТП скрыться, а еще чаще возникает с водителями скутеров, мопедов. Проблема состоит в том, что мопеды, велосипеды не имеют государственных регистрационных знаков, поэтому установить, конечно, очень сложно бывает. Поэтому здесь в помощь придет запись видеорегистратора, фотосъемка или показание свидетелей. Конечно, применять какие-то действия насильственного характера нельзя, в отношении тем более детей.

- Но за ухо-то можно поймать.

- За ухо можно, но осторожно.

- Вот так что если ловите велосипедистов, можно ловить за ухо, но очень аккуратно. Вторая часть нашей ситуации… Произошло все то же самое, но велосипедист не согласен с тем, что он виноват. Он может согласиться по разным причинам, он может не знать ПДД и действительно не понимать, что в данной дорожной ситуации виноват действительно он. Он может из принципа считать себя не виноватым. Бывают же такие принципиальные – я не виноват и все. Что в данной ситуации?

- В данном случае, если у нас велосипедист на месте остается, то решение будет процессуальное, то или иное принято. Поэтому доказательствами в суде являются фото, записи, видеозаписи и показания свидетелей. Поэтому нужно искать на месте прямо свидетелей и очевидцев, производить фотосъемку места удара и как можно больше фотографий на удаленном расстоянии, чтобы был общий обзор. Это будет доказательствами являться в суде. Если в дальнейшем наш велосипедист также будет оспаривать данное решение.

- Гаишников при этом вызываем?

- Инспектора ГИБДД, конечно, нужно вызывать в таких случаях всегда.

- А вот нам тут пишут: «Нельзя ловить хоть за ухо, хоть за руку». Есть прецеденты, когда в судах доказывали нанесение телесного ущерба, либо ограничение свободы, так что только фотосъемка. Не представился наш слушатель. Что скажете, Александр?

- К сожалению, не всегда получается у водителей держать себя в руках. Такие случаи бывают редкие. Конечно, нужно оставаться в рамках закона.

- Вот, кстати, вспомнила, что прошлой осенью мы с пермским блогером Константином Долгановским как раз тоже обсуждали тему велосипедную. И тогда он мне сказал, хозяйке на заметку – встреться с юристом, весна пришла, конечно, Александра позвала. Сейчас Константин нам пишет: «Как заставить велосипедистов не ездить по тротуарам?». Александр, как?

- Я думаю, этот вопрос надо адресовать руководству ГИБДД, потому что это их обязанность – составлять протоколы и выносить постановление. То есть, административная ответственность за нарушение пункта правил дорожного движения существует. 800 рублей, выписывается штраф, когда нарушается велосипедистом правило дорожного движения. Но данные штрафы выносятся крайне редко. Конечно, руководству ГИБДД нужно обращать на это определенное внимание. У нас наблюдается очень интересная ситуация.

- Продолжается программа «Дальний Свет», у микрофона Анастасия Вяткина. В гостях у нас автомобильный юрист Александр Сидоров. Мы обсуждаем отношение велосипедистов и автомобилистов, и пешеходов-велосипедистов тоже обязательно обсудим. Вот еще раз нас попросили через ICQ пояснить, в каких случаях велосипедисты имеют право ездить по тротуару? И даже дали подсказку. Вот в каких случаях велосипедист имеет право ездить по тротуару? Потому что перечислить гораздо проще те пункты, когда это делать нельзя. Александр, наизусть вспомните?

- Здесь в двух словах не скажешь. Хотелось бы разграничить этот вопрос на две части. Вопрос этот касается велосипедистов, которым не исполнилось 14 лет. И вторая часть велосипедистов, которым исполнилось 14 лет, которая старше 14 лет. Вот по общему правилу разрешено движение велосипедистов по велосипедным, вело-пешеходным дорожкам и полосе для велосипедистов. Движение по крайней проезжей части разрешается в тех случаях, когда отсутствует велосипедная, пешеходная дорожка или полосы для велосипедистов. Вот поэтому движение по тротуарам и пешеходным дорожках разрешается только в тех случаях, когда отсутствует у нас, получается, велосипедные дорожки на данном участке, вело-пешеходные дорожки, отсутствуют полосы движения. Невозможно движение по правой стороне проезжей части, невозможно движение по обочине. Вот только в этих случаях разрешается движение по пешеходной дорожке или тротуару. Причем дети до 14 лет двигаться по велосипедным пешеходным дорожкам, полосам для велосипедистов по правой стороне проезжей части или обочине вообще не имеют право.

- Вот так вот. Вот когда можно, вот когда нельзя. Пока мы ждали, когда закончится перерыв, мы с Александром разговорились и поняли, на самом деле и было бы очень классно, если бы, например, велосипедисты могли приобретать некую страховку, некий страховой полис, назовем его вело-гражданская ответственность. Я, например, подумала, вот классно было, если бы полис стоил 200 рублей, действовал бы 6 месяцев и покрытие было бы его максимальное 150-200, 250 тысяч рублей. Александр мне рассказал, что на самом деле в Москве такие штуки есть. Я, честно говоря, удивилась. Я думала, что никто из страховых компаний не догадается, а Александр сказал, что есть. Александр, как думаете, если бы, например, в Перми появилась такая штука, проще было бы урегулировать конфликты между велосипедистами, автомобилистами и пешеходами?

- Да, я думаю было бы проще, я думаю, мы к этому придем. То есть такой страховой продукт уже действительно в столице предлагается. Конечно, применение такого вида страховки добровольной ОСАГО именно для вины велосипедистов, при ответственности велосипедистов позволило бы снять большое количество проблем и позволило бы велосипедистам почувствовать себя спокойнее на наших дорогах.

- Вот и мы решили немножечко спросить вашего мнения, наши дорогие слушатели, по поводу: а было бы классно, если бы была такая страховка у нас здесь в Перми. Давайте так, если вы согласны, что, да, это действительно было бы круто и действительно помогло бы снизить эту напряженность в отношениях, ваш телефон будет 207-05-15. Да, круто, страховка для велосипедистов – 207-05-15. И нет, это все равно не поможет – 207-05-25. А мы пока продолжим говорить о тоже непростых отношениях велосипедистов и пешеходов. Вот приведу просто пример. Приводила его, кстати, тоже прошлой осенью. Ситуация, когда по тротуару идет женщина, около 50 лет. Сами понимаете, что быстро отпрыгнуть уже просто в силу возраста не может. Ее просто откровенно сбивает велосипедист, который едет как-то очень быстро, она падает, он уезжает, а в итоге женщине пришлось обращаться в травм пункт с… Я вот не могу квалифицировать на ходу легкий или средний вред здоровья, но в итоге месяц она залечивала эти проблемы, травмы, который нанес ей велосипедист. При всем при том он уехал, да, были свидетели, они готовы ей помогать, но она совершенно не знала, что предпринять. Вот что должен предпринять пешеход, если произошла такая ситуация, если его сбил велосипедист?

- Да, ситуация понятна. Хотелось бы немножко вернуться назад. У нас вред здоровью устанавливается или легкой степенью тяжести или средней степени тяжести – это административная ответственность. Если определяется тяжкий вред здоровью, это уже уголовная ответственность. Для того, чтобы предъявить претензию к этому скрывшемуся велосипедисту, нужно то же самое – суметь зафиксировать, по возможности, конечно, привлечь свидетелей. В этом случае в гражданско-правовом порядке будет возмещен вред здоровью, если он определен легкой степени. То есть нахождение на лечении до 21 дня или нахождении на больничном больше 21 дня, в нашем случае, это вред здоровью средней тяжести. В этом случае суд гражданский уже взыщет с виновника ДТП, то есть с велосипедиста, данный ущерб. Кроме того, у пострадавшей стороны остается право взыскивать с виновной стороны еще и моральный вред или и то и другое вместе.

- Вот ситуация. Велосипедист налетает на пешехода, пешеход падает, получает травмы. Велосипедист либо останавливается, извиняется и готов помочь, или уезжает, который боится ответственности. Первые шаги, которые должен предпринять? Прямо алгоритм.

- Пешеход должен постараться привлечь, найти свидетелей и очевидцев. Попросить у велосипедиста, имеется ли у него какое-то с собой удостоверение, какой-то другой документ, чтобы сфотографировать данные этого велосипедиста или записать их. После этого нужно вызвать сотрудника полиции.

- Находясь на месте?

- Находясь на месте.

- А как вы думаете, у нас быстро приедут сотрудники полиции? Тут вызывать именно полицейского или гаишника?

- В данном случае может составить схему и инспектор участковый и инспектор ДПС. Никто не имеет право отказаться это сделать. По общему правилу составляет инспектор ГИБДД. Но если находится рядом участковый инспектор, который отвечает за данный район, он делает то же самое.

- Отлично! Вот остановились как раз на обсуждении ситуации, когда велосипедист на тротуаре сбивает пешехода. Что делать пешеходу? Соответственно, вызывать полицейского, смотреть, кто был свидетелем, просить координаты этих свидетелей, ну и с велосипедистом просить у него паспорт, любое удостоверение личности, чтобы понять, что это за человек. Александр, если велосипедист у нас сбил и уехал, что здесь несчастному пешеходу предпринять?

- Единственная надежда в этом случае, наверное, запись видеокамер, которые у нас сейчас все больше и больше получают распространение. И на поиск, конечно, свидетелей. Но в любом случае нужно вызывать сотрудника полиции на месте, чтобы потом…

- Вне зависимости от того, уехал велосипедист или остался…

- Скрылся велосипедист или остался на месте. Проблема установления личности – самая главная проблема, решение которой позволит предъявить в дальнейшем гражданский иск или невозможность его предъявить, потому что не был установлен.

- Мне кажется, да, в данной ситуации как раз самая большая проблема – это установить личность того, кто сбил.

- Да, это самая большая проблема на сегодняшний день.

- Да, мы запустили голосование для того, чтобы понять отношение наших слушателей к тому, что когда-нибудь в Перми появится специальная страховка, которая будет покрывать ответственность велосипедиста. Мы назвали гражданская вело-ответственность. В Москве такие полисы уже существуют. Сколько они стоят – мы пока не знаем. Я сама узнала об этом 10 минут назад и обязательно поищу информацию. И мы вас спрашивали: как вы думаете, поможет или не поможет. Видимо погода немножечко такая сонная. Голосуете вы не очень активно, но, тем не менее, есть какое-то количество голосов, которые разделились ровно пополам. Половина считают, что, да, это было бы очень круто, потому что это действительно могло бы помочь урегулировать спорные ситуации между велосипедистами и автомобилистом. И даже, наверное, между велосипедистом и пешеходом, когда виноват велосипедист. И эта страховка действительно бы покрыла ущерб. Мятое крыло или сломанный бампер от удара колеса велосипеда, внезапно выскочившего, или помогло бы поправить здоровье пешеходу, которого сбил велосипедист. Упал, получил какие-то травмы, а бывает и вывихи, и переломы случаются от наезда велосипедиста. Не совсем понятно убеждение, что, нет, не помогло, это тоже половина голосов. Александр, как думаете, почему половина наших слушателей из проголосовавших считают, что не поможет? Не покупали такие полисы?

- Наверное, в Перми кризисы. Не хочется лишние средства выплачивать, когда у нас падает зарплата, возможно эта одна из причин.

- У меня почему-то такое ощущение, что такие полисы совсем недорогие. Если мы на автомобиль за 5-8 тысяч покупаем полис на год, но это на автомобиль. С его ценниками на запчасти и все, что может понадобится для ремонта, то мне кажется, что в случае велосипеда меньше 1000 рублей стоил бы этот полис.

- Да, данные страховые продукты не являются уж очень дорогими. Но жизнь покажет, я надеюсь, приживется данный страховой продукт у нас или не приживется. В любом случае, заключить данный договор даже на сегодняшний день может любой водитель или пешеход, или велосипедист, прийти в страховую компанию и предложить свои условия – это гражданский кодекс у нас позволяет. То есть можно это сделать и сегодня.

- Если там что-то такое интересное подберут и просто скажут – давай мы жизнь и здоровье застрахуем. Если тебя собьют, ты можешь получить страховку, а если ты кого-то давишь, то это не поможет.

- Настоящий гражданский кодекс разрешает застраховать ответственность любую ту, которая не запрещена законом.

- Можно попробовать поиграться. Я надеюсь, что специально даже посмотрю. Москвичи, какая страховая компания в Москве это делает? И, может быть, даже возможно будет задать вопрос: а не планируют ли они в регионы выходить, потому что в регионах тоже есть эта проблема. Я надеюсь, что с началом нового велосезона мы так ответили, может быть, по верхушкам прошлись, не стали углубляться конкретно в какие-то вопросы, потому что несколько сейчас вопросов прилетало через вайбер о том, что можно, а что нельзя велосипедистам… Если на них отвечать, можно уйти в пространственные рассуждения. На самом деле, есть один универсальный ответ, ребята. Открываете ПДД и читаете, что можно, а что нельзя. Там все написано и все достаточно подробно. Я знаю, что некоторые говорят, что ПДД отдельно, а смысл отдельно. Тем не менее, пока действующая редакция действует, мы по ней ездим и ходим. Поэтому, все, ребята, ответы на ваши вопросы, прежде всего, ищите там. Вот если там уж никак не найти, то, наверное, это уже какие-то частные ситуации. Я права, Александр, или нет?

- Я думаю, да. 24-й раздел правил дорожного движения, все 10 его пунктов, они понятны. То есть небольшого труда составляет с ними ознакомиться, поэтому тех, кто хочет знать, где имеет права двигаться велосипедист, в каких случаях он будет виноват, эти 10 пунктов данного раздела прочитать не составляет большого труда.

- И выучить наизусть, я считаю. Пусть это с трудом, но будет просто и понятно. Я думаю, что на тему велосипедного движения мы еще ни раз поговорим, возможно, летом, возможно, да, мы позовем представителей движения «Вело-Пермь». Может быть, они расскажут, какую они просветительскую работу ведут между теми, кто к ним примыкает, хочет быть цивильным и правильным велосипедистом. Может быть, встретимся и расскажем. Александр, большое спасибо за ответы! Я надеюсь, что наши ответы помогли нашим слушателям. Спасибо большое! Напомню, в эфире была программа «Дальний Свет», вела ее Анастасия Вяткина, за звукорежиссерским пультом помогала Мария Зуева. Услышимся через неделю, в следующую среду. До свидания» И, как всегда, берегите себя!

Просмотров: 203 | Добавил: Dimus | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
1